Печальные герани. Вольфганг Борхерт

Они познакомились в сумерках. Потом она пригласила его к себе, и вот он пришел. Она показала ему свою квартиру, и свои скатерти, и пододеяльники, ну и тарелки, и вилки,-то, что у нее было. Но когда они тут впервые взглянули друг на друга при ярком свете дня, он увидел ее нос. «Нос-то у нее какой, словно от другого лица пришит, — подумалось ему, — Даже и на нос не похож. Скорее на какой-то овощ. Боже милостивый, а ноздри! — подумал он. — Они и расположены-то совсем не симметрично! И вообще не гармонируют друг с дружкой. Одна ноздря узкая, овальная. А другая зияет бездонной дырой. Черной, круглой и таинственной». Он вытащил носовой платок и вытер лоб.

— Ужасно жарко, верно? — заговорила она.

— О да! — ответил он и поглядел на ее нос. «Не иначе как пришит, — снова подумал он. — Совсем посторонний предмет на лице. Даже оттенок кожи другой. Более смуглый. А ноздри-то — ну, никакой гармонии! Или уж это какая-то особенная гармония, вроде как у Пикассо», — подумалось ему вдруг. — Вы считаете, что Пикассо стоит на правильном пути? — спросил он.

— Как вы сказали? Пи… ка…

— Да нет, это я так, — вздохнул он и вдруг без всякого перехода спросил: — Вы что — попали когда-то в аварию?

— Как так? — не поняла она.

— Да… — Он растеряно умолк.

— А, это вы про нос?

— Ну да, про него.

— Нет, он всегда был такой. — Она сказала это совсем кротко. — Всегда был такой.

«Черт побери!» — чуть не вырвалось у него, но вслух он произнес только:

— Вот как, в самом деле?

— А ведь в сущности я очень гармоничный человек, — прошептала она. — И если бы вы знали, как я люблю симметрию! Вот посмотрите хотя бы на мои герани на окне. Как они стоят, одна слева, другая справа. Полная симметрия. Нет, поверьте мне, я только с виду такая. Только с виду.

Тут она положила руку на его колено, и ему показалось, что ее необычайно проникновенный взгляд прожигает ему мозг.

— И я всецело стою за брак, за совместную жизнь, — совсем тихо и немного смущенно проговорила она.

— Ради симметрии? — вырвалось у него.

— Ради гармонии, — мягко поправила она его, — ради гармонии.

— Да, конечно, — сказал он, — ради гармонии.

Он встал.

— Как, вы уже уходите?

— Да, я… да, пойду.

Она проводила его до дверей.

— Я ведь совсем, совсем не такая, как с виду, — снова начала она.

«Э, да что там, — думал он, — нос же тебя выдает. Он пришит к тебе, как разоблачение». А вслух он сказал:

— А на самом деле вы — как эти герани, так я вас понял? Сплошная симметрия, верно?

И он стал спускаться с лестницы, не оборачиваясь.

А она стояла у окна и смотрела ему вслед.

И она увидела, как он остановился внизу и вытер лоб платком. Раз, другой. Но она не видела, как он усмехнулся при этом, с каким облегчением. Этого она не видела, потому что глаза ее заволокло слезами. А герани — тоже загрустили. Во всяком случае, печален был их аромат.

Напечатать Напечатать     epub, fb2, mobi



  • monkegoist

    Такой короткий рассказ, а так много смысла… Спасибо!

  • Max

    Поведайте, в чем смысл?
    1) Нос — разоблачение. То есть мужчина полагает, что она врет, поскольку иначе бы у нее и нос был симметричен. Но он такой от рождения. Значит, внешность соответствует внутреннему миру. Но это не так (сколько талантливых ранимых людей рождалось в этом мире благодаря врожденным порокам) . Он ошибается.
    2) Смотря вслед в окно, она плачет — явно не потому, что он ей понравился, ведь он совсем мало времени у нее провел. Следовательно, потому, что и предыдущие кавалеры уходили. Все из-за носа? Значит ошибались все.
    3) Все не могут ошибаться, значит, нос действительно выдает то, что она не любит симметричность, а герани может поставить симметрично любой человек. Но зачем ей врать? Зачем делать ударение на любви к симметрии, ведь она правильно поправила — гармония важна….

    Да, это здорово, когда маленькие рассказы умеют наталкивать на большие вопросы…

  • Сергей

    И никто, вроде бы, не виноват. Ни она, ни он. А грустно.

  • Сергей

    Max, просто для него непривлекательность внешности этой женщины оказалась сильнее, чем её предположительно богатый и гармоничный внутренний мир.

  • Анна

    Я считаю, что дело совсем не в черте лица, а в ее поведении. Мужчинам нельзя навязываться. С ними нужно играть и позволять медленно себя завоевывать. Какая бы у тебя не была внешность, к мужчинам нужен подход. Вообщем, это сложная наука :)

  • http://Www.gremoz.net Speechkey

    Соглашусь с Анной. Но я думаю тут дело скорее в том, что он нарисовал себе уже какой-то образ в котором потом разочаровался полностью из-за частичного несоответствия.

  • ирина

    Ее нос делает ее внешне абсолютно дисгармоничным человеком. И ее «любовь» к созданию гармонии-симметрии вокруг себя, видимо, кажется людям искусственной — обманом. Они понимают, что она все время пытается бороться с собой внешней, изменить мнение окружающих о себе, и эта борьба подтверждает, что она не живет в ладу сама с собой, таким образом она дисгармонична не только внешне, но и внутренне.

  • Алиса

    Ирина, согласна с вами.
    Спасибо Сергею за потрясающий ответ
    у меня в голове такое же сформировалось понимание

  • Элла

    Борхерт воевал. Когда вокруг рвутся снаряды, льется кровь, умирают люди, те, кто на это смотрит запоминают лицо женщины искаженное от ужаса, рот кричащего ребенка, шевелящиеся пальцы оторванной руки, запах крови. Несимметричный нос для героя этого рассказа — отголосок этой войны. Что-то страшное, от чего хочется бежать и не оглядываться. И не он виноват, что боится этого и не она, когда переводит разговор с красоты внешней на красоту внутреннюю. Виновата только война и те, кто ее развязывает, наживаясь на ней и заставляя страдать таких простых людей, как герой и героиня этого рассказа.